Интерфейс VGA

VGA (англ. Video Graphics Array) — стандарт мониторов и видеоадаптеров. Выпущен IBM в 1987 году для компьютеров PS/2 Model 50 и более старших[1]. VGA являлся последним стандартом, которому следовало большинство производителей видеоадаптеров. Видеоадаптер VGA подключается как к цветному, так и к монохромному монитору, при этом доступны все стандартные видеорежимы. Частота обновления экрана во всех стандартных режимах, кроме 640X480, — 70 Гц, в режиме 640X480 — 60 Гц. Видеоадаптер имеет возможность одновременно выводить на экран 256 различных цветов, каждый из которых может принимать одно из 262 144 различных значений (по 6 битов на красный, зелёный и синий компоненты). Объём видеопамяти VGA — 256 кБ. Видеоадаптер VGA, в отличие от предыдущих видеоадаптеров IBM (MDA, CGA, EGA), использует аналоговый сигнал для передачи цветовой информации. Переход на аналоговый сигнал был обусловлен необходимостью сокращения числа проводов в кабеле. Также аналоговый сигнал давал возможность использовать VGA-мониторы с последующими видеоадаптерами, которые могут выводить большее количество цветов[2]. Официальным последователем VGA стал стандарт IBM XGA, фактически же он был замещен различными расширениями к VGA, известными как SVGA. Термин VGA также часто используется для обозначения разрешения 640?480 независимо от аппаратного обеспечения для вывода изображения, хотя это не совсем верно. Также этот термин используется для обозначения 15-контактного D-subminiature разъёма VGA для передачи аналоговых видеосигналов при различных разрешениях. Архитектура видеоадаптера VGA VGA состоит из следующих основных подсистем: • Графический контроллер (Graphics Controller), посредством которого происходит обмен данными между центральным процессором и видеопамятью. Имеет возможность выполнять битовые операции над передаваемыми данными. • Видеопамять (Display Memory), в которой размещаются данные, отображаемые на экране монитора. 256 кБ DRAM разделены на четыре цветовых слоя по 64 кБ. • Последовательный преобразователь (Serializer или Sequencer) — преобразует данные из видеопамяти в поток битов, передаваемый контроллеру атрибутов[3]. • Контроллер атрибутов (Attribute Controller) — с помощью палитры преобразует входные данные в цветовые значения. • Синхронизатор (Sequencer) — управляет временны?ми параметрами видеоадаптера и переключением цветовых слоёв. • Контроллер ЭЛТ (CRT Controller) — генерирует сигналы синхронизации для ЭЛТ[4][5]. В отличие от CGA и EGA, основные подсистемы располагаются в одной микросхеме, что позволяет уменьшить размер видеоадаптера. В компьютерах PS/2 видеоадаптер VGA интегрирован в материнскую плату [2]. [править] Текстовые режимы В стандартных текстовых режимах символы формируются в ячейке 9?16 пикселов, возможно использование шрифтов других размеров: 8—9 пикселов в ширину и 1—32 пиксела в высоту. Размеры самих символов, как правило, меньше, так как часть пространства уходит на создание зазора между символами. Функция для выбора размера шрифта в BIOS отделена от функции выбора видеорежима, что позволяет использовать различные комбинации режимов и шрифтов. Имеется возможность загрузки восьми и одновременного вывода на экран двух различных шрифтов[2][6]. В VGA BIOS хранятся следующие виды шрифтов и функции для их загрузки и активации: • 8?16 пикселов (стандартный шрифт VGA), • 8?14 (для совместимости с EGA), • 8?8 (для совместимости с CGA). Как правило, эти шрифты соответствуют кодовой странице CP437. Также поддерживается программная загрузка шрифтов, которую можно использовать, например, для русификации[7]. Доступны следующие стандартные режимы: • 40?25 символов, 16 цветов, разрешение 360?400 пикселов. • 80?25 символов, 16 цветов, разрешение 720?400 пикселов. • 80?25 символов, монохромный, разрешение 720?400 пикселов[4]. Используя шрифты меньших размеров, чем стандартный 8?16, можно увеличить количество строк в текстовом режиме. Например, если включить шрифт 8?14, то будет доступно 28 строк. Включение шрифта 8?8 увеличивает количество строк до 50 (аналогично режиму EGA 80x43)[8][9]. В текстовых режимах для каждой ячейки с символом можно указать атрибут, задающий способ отображения символа. Существует два отдельных набора атрибутов — для цветных режимов и для монохромных. Атрибуты цветных текстовых режимов позволяют выбрать один из 16-ти цветов символа, один из 8-ми цветов фона и включить или отключить мерцание (возможность выбора мерцания можно заменить на возможность выбора одного из 16-ти цветов фона), что совпадает с возможностями CGA. Атрибуты монохромных режимов совпадают с атрибутами, доступными у MDA, и позволяют включать повышенную яркость символа, подчёркивание, мерцание, инверсию и некоторые их комбинации[2]. [править] Графические режимы В отличие от своих предшественников (CGA и EGA) видеоадаптер VGA имел видеорежим с квадратными пикселами (то есть, на экране с соотношением сторон 4:3 соотношение горизонтального и вертикального разрешений было также 4:3). У адаптеров CGA и EGA пикселы были вытянуты по вертикали. [править] Стандартные графические режимы • 320X200 пикселов, 4 цвета. • 320X200 пикселов, 16 цветов. • 320X200 пикселов, 256 цветов. • 640X200 пикселов, 2 цвета. • 640X200 пикселов, 16 цветов. • 640X350 пикселов, монохромный. • 640X350 пикселов, 16 цветов. • 640X480 пикселов, 2 цвета. При разрешении 640?480 пиксел имеет пропорции 1:1. • 640X480 пикселов, 16 цветов[4]. [править] Нестандартные графические режимы (X-режимы) Перепрограммирование VGA позволяло достичь более высоких разрешений по сравнению со стандартными режимами VGA. Наиболее распространённые режимы таковы: • 320?200, 256 цветов, 4 страницы. Ничем внешне не отличающийся от режима 13h (320?200, 256 цветов), этот режим имел четыре видеостраницы. Это позволяло реализовать двойную и даже тройную буферизацию. • 320?240, 256 цветов, 2 страницы. В этом режиме страниц меньше, зато квадратные пиксели. • 360?480, 256 цветов, 1 страница. Наибольшее разрешение на 256 цветах, которое позволяет VGA. Во всех этих режимах структура графической памяти не линейна, и адрес памяти, который соответствует пикселю с координатами (x, y), вычисляется по сложным формулам. Зато из-за особенностей контроллера видеопамяти копирование данных в видеопамять происходит вчетверо быстрее, чем в режиме 13h. Термин «X-режим» (англ. Mode X) был придуман Майклом Абрашем в 1991 году для обозначения нестандартного режима 320?240, 256 цветов. Этот режим был открыт различными программистами независимо друг от друга, но стал известным благодаря статьям Майкла Абраша в журнале «Dr. Dobb’s Journal»[10]. Предоставлено: ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz
На главную
© 2008 CompZona.ru
Hosted by uCoz